Дымит морозом паровоз-дитя (modelman) wrote,
Дымит морозом паровоз-дитя
modelman

Categories:

По воде до Сыктывкара: часть 6, в которой ничего не происходит

На день вообще без стоянок у меня согласно плану будет аж два поста. Ну просто потому что второй пост совсем особенный, его никак нельзя было растворить в основном массиве.

Пока что мы шли на "Яковлеве" по заповедной реке Вычегде, на которую уже лет тридцать не заплывал ни один крупный теплоход. Об этом, собственно, и будет несколько медитативная шестая часть отчёта.







"Яковлев" дальше Сольвычегодска по Вычегде не ходил никогда. Я, впрочем, после саммита с гопниками, пользуясь тем, что в Сольвычегодске мы планировали стоять на обратном пути, хорошо так поспал и проспал не только Сольвычегодск и Коряжму, но и еще довольно большой участок после.

Вот, кстати, забавный факт: я оба раза (и туда, и обратно) проспал что Эжву, что Коряжму. Две промышленные зоны, два целлюлозно-бумажных комбината. Больше таких мест практически нет - остальные хотя бы в одну сторону я видел. И ведь не сказать, что специально, в поддержку "Гринписа". Нет, просто так вышло. Так что не будет в этом круизе индустриальных фотографий.

Вычегда еще в советской книге "Реки Севера" называлась второй в СССР рекой по скорости изменения глубин и условий - т.е. весьма тяжелой для судоходства. Забегая вперёд, мы по большой воде этого вообще не заметили - ни одной проблемы. Конечно, команда у "Яковлева" отличная, но, похоже, что в мае там действительно можно ходить спокойно.

Также Вычегда - это река, которая наиболее часто мне снилась. Дело в легендарной "Заре" Котлас - Казлук, которая так и не далась никому, кто её искал. Каждый раз при попытке на ней прокатиться ее то отменяли, то мы на неё опаздывали, а когда Саша Фетисов специально взял отпуск и засел в гостинице в Котласе, она сломалась так, что за неделю не починилась. Давалась она только тем, кто ехал недалеко и случайно - вроде Севы, который как-то проехал на ней в Сольвычегодск, там и сошёл. Женское поведение, ммм? :))

К счастью, можно чуть вырасти и с помощью мозга и везения реализовать мечту немного с другой стороны. В конце концов, на "Яковлеве" даже лучше идти по Вычегде. И уж точно дальше.

Так вот, мне снилось, какая она - Вычегда. И в заметной степени она примерно такая же и оказалась. Может только чуть более солнечная, что ли.


Еще году в 2003 в Котласе я делал подобные фотографии - в том районе следы от самолётов на небе многочисленны и красивы.


Сложность с Вычегдой в том, что на ней мало что происходило. Наиболее крупным событием на всей реке была деятельность Стефана Пермского - он знатно походил туда-сюда, понаделал дел. Вообще, интереснейший персонаж; независимо от вашего отношения к религии рекомендую прочитать его житие или что-то подобное.

uchazdneg про него много и колоритно рассказывает. Если вкратце, Стефан Пермский был по матери коми, а по отцу русский, оттого с детства хорошо знал местную культуру. Юношей он был амбициозным и умным, но карьера в политике :) его не прельщала; а, кроме того, он полагал, что, раз назван в честь мученика Стефана, есть смысл сделать какой-нибудь подвиг и тоже принять мученическую смерть. Ну, не в смысле сразу утопиться, а всё-таки сначала что-то сделать :)

И он, в качестве уже известного навыками и умом послушника, пишет в Москву с просьбой пойти на свою "полу-родину" и окрестить зырян. Ему такое разрешение дают, и он идёт вверх по Вычегде. А так как настрой у него был понятно какой, то он ведёт себя весьма активно и даже местами нагло - сам гадостей не делает, но зато совершенно спокойно выходит один против многих, бросает вызов местным колдунам и так далее.

И, надо сказать, имя-именем, а небо его хранило. Возможно, он ожидал, что его прибьют в первой или второй схватке, а он умер в старости в Москве. Думаю, во многом причина еще и в мягком нраве зырян, которые не очень-то стремились к агрессии.

В общем, Стефана признали, он наворотил много дел - азбуку придумал зырянскую, крестил местных, культурой занимался, в Москву ходил как посол. В преклонном возрасте он по описаниям предстаёт таким учителем йодой - обменивается приветствиями на расстоянии с Сергием Радонежским (красивая история, почитайте) и при жизни становится непререкаемым авторитетом.

Понятно, что многое могло быть на самом деле не так; но, даже с поправкой - очень круто человек пожил. Сделал всё, что мог, и даже больше. Всё-таки некоторое везение нужно каждому :)

А кроме этого там мало что было :) Деревень на Вычегде немного, поэтому каждую мы фотографировали подробно.






Встречные иногда даже ходят, хотя я был готов даже к полному их отсутствию.






Посмеялись, что этот толкач назван в честь Севы Путника. Впрочем, географию Армении мы тоже знаем.


Деревни вполне себе северные, однако достопримечательностей с реки не так много видно. Церквей меньше, чем на Северной Двине; изб редких издалека тоже мало заметно.


Вот нашли какую-то малоизвестную науке церковь (zoom 20X).




Мощное плавсредство.


Жалко, блин, лес помногу рубят. Везде почти на севере.


Местами Вычегда напоминает какую-нибудь Ангару в районе ближе к Енисею - сибирский такой размах, жилья мало.


Так как плыли мы довольно долго, а происходило мало чего, а знали туристы про Вычегду еще меньше, то Мише пришлось взять микрофон и рассказать то, что он знает. В частности, он и подсадил меня на Стефана Пермского - потом уже и книжку купил.




Интересный дом на дальнем плане.


Начали появляться первые церкви. И вот тут, блин, мне стыдно, потому что я забыл, что это за деревня. Рябово? Миша, поможешь?










Дочка капитана Вика чрезвычайно симпатична, но как посмотрит недобро - сразу как-то боязно :)))))) Шучу.


Некая штука типа парома, но я не совсем понял, используется ли она, как именно и как часто. Впрочем, Миша говорит, что вроде бы Архаавтодор по телефону отвечает на вопросы вообще почти про все паромы на Вычегде; даже те, что на территории Коми.


Технологии на "Яковлеве" цветут и пахнут - на этой фото видно, что одна из камер снимает, что происходит на кухне. В тот момент происходил суп с фрикадельками.


По-моему, это Сойга.




Потёмкинская деревня as is.




Ира depuis ждёт родину.


Еще лесовоз. Вообще сложное отношение у меня к лесовозам - в основном, конечно, к тем, что на колёсах :) Сколько я на них проехал автостопом, сколько они меня выручали - а плохо ведь лес рубить в таких количествах. Нехорошо. Противоречие.


А вот и одна из основных достопримечательностей этого дня - Ошлапье. Родина Иры. Надо сказать, что эту церковь погубили не коммунисты, не водохранилища (их тут нет) и не войны, а Вычегда вкупе с неосторожностью местных жителей. Сохранились документы, что им еще при постройке советовали отнести ее подальше от берега. Впрочем, держалась церковь долго и рухнула относительно недавно. Что особенно грустно, в ближайшие годы еще у 2-3 церквей во Вычегде есть шансы повторить её судьбу.










Ошлапье - родная деревня Иры. Тяжеловато, конечно.


Вскоре появляются храмы так называемых "Зырянских ворот" - неподалёку от границы Архангельской области и республики Коми. В деревнях Вожем и Цылиба церкви стоят почти друг напротив друга.






Одна из моих любимых фотографий за всю поездку.










За эту тоже не стыдно.




Геометрия в небе по-прежнему колоритна - в природе такие прямые линии редко встречаются.


Неожиданно условно пассажирский кораблик. Но ничего про него не понятно.


Деревня Ирта. Мы там еще будем, на обратном пути.


И там церковь.


Но всё-таки плыть весь день тяжело, и Лена как-то пытается развлечь туристов - то песней, то добрым словом :)


Заготовка для фарерского флага.


Закаты в тех местах красивые. Как и почти везде на севере.












Еще заготовка для флага.





И вот в таких воздушных декорациях повествование неожиданно прерывается - не на ночь, нет. С нами произошла еще одна интересная история, но о ней отдельно.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments