Мещура

10 (на мой взгляд) лучших российских художников

Внимание – лонгрид! Мой хороший знакомый Иван Овчинников несколько раз просил меня – дескать, вот ты заинтересовался живописью уже в солидном возрасте, многое изучил, расскажи же о списке самых интересных, на твой взгляд, художников. Я всё откладывал-откладывал, но тут как-то возникло правильное настроение и я составил список. Стало довольно очевидно, что правильнее всего написать о топ-10: дальше уже начинают, с одной стороны, всякие классики попадаться (куда мне в калашный ряд), а с другой стороны, наоборот, появляются те художники, которых я лично знаю, читаю в ФБ и ВК. Во избежание ошибок, обид и прочих недоразумений я решил пока не заниматься ранжированием их. Уж извините. Всех ценю.

Разумеется, это не оценка по уровню или размера вклада в мировую культуру. Кто я такой, чтобы не включать в топ-10 Малевича, Кандинского, Шагала или там Репина (это если наших брать и хотя бы отчасти наших). Конечно, я бы не замахнулся на такой рейтинг. Пусть люди с соответствующим образованием про это думают.

В этом списке, скорее, те люди, которых я раньше не знал, но которые в итоге на меня повлияли и продолжают влиять. На мой взгляд, в 2020 году знать их как минимум не вредно; а некоторые еще и критически недооценены. Более того, если вам неинтересна живопись и у вас аллергия на музеи, я всё равно не вижу в списке ниже ничего слишком сложного, чтобы не попытаться ознакомиться с ним.

Изменения в списке возможны, и я даже надеюсь, что они со временем будут) Иначе зачем вся эта исследовательская деятельность с акцентом на регионы.

Так что дисклеймеры примерно такие. Поехали.

1) Александр Пантелеев, в основном Вологда

На мой взгляд, Александр Пантелеев, который умер более тридцати лет назад, оказался самым современным из художников 20 века. По ощущениям из прочитанного, человек был довольно холодный и замкнутый, но он задал в той форме те вопросы, которые меня волнуют и волнуют прямо сейчас. Сочетания машин, железок, деревень, развалин, церквей – на мой взгляд, максимально актуальный портрет России, как я её воспринимаю, немало по ней поездив. Некоторые вещи у Пантелеева пронзительны до невозможности – «Смерть робота», «Последняя картина» и т.д. На мой взгляд, тот стиль, который он придумал, должен был стать культовым, но почему-то не стал. Это обидно.









2) Виталий Тюленев, в основном Санкт-Петербург

В списке художников есть сразу несколько, которые попали сюда, потому что делают магию. Виталий Тюленев, возможно, самый крутой из таких. На мой взгляд, одна из основных задач искусства – вызвать у человека какие-то ощущения, воспоминания, эмоции, которых у него еще не было или которые он благополучно забыл. Для кого-то в этом аспекте чуть больше подходит музыка, для кого-то – поэзия. У меня бывает и так, и так, и эдак, но работы Тюленева цепляют меня сразу: там что-то про детство, про любовь, про несбывшееся, про сбывшееся. Один из немногих художников, в альбоме которого хочется сделать закладку на каждой странице.









3) Михаил Сажаев, в основном Екатеринбург

Читал давно на каком-то форуме большую дискуссию, что вот Сажаев по своей плодовитости, ориентированности на продажу и т.д. не совсем обычный художник, а отчасти даже больше бизнесмен. На мой взгляд, чушь это всё. Что бы ни говорили про Михаила Сажаева, похоже, что он работает без остановки, каждый день своей жизни, и трудом пришел к волшебству. В этом плане для нас, широкой аудитории, это скорее пусть Пабло Пикассо, и в данном случае эта аналогия, на мой взгляд, уместна. Но кроме трудолюбия и плодовитости, у Михаила Сажаева есть потрясающие идеи, фантастическое исполнение и огромное количество той самой магии. Очень крутой человек и художник. Очень уважаю.









4) Георгий Нисский, в основном Москва

Наиболее близкий в списке десяти к статусу классика человек. Тут, конечно, сыграла свою роль моя любовь к различному транспорту. С момента, как я увидел первую работу Нисского, я не испытывал сомнений, что это главный транспортный художник нашей страны – хотя за тему брались и другие культовые люди, вроде Юрия Пименова и Александра Лабаса. Нисский понял самую суть того, за что мы любим транспорт – и отразил это в картинах. При том, что он вроде признанная величина, ощущение какой-то незавершенности есть и от его жизни, и от его наследия – нормального альбома Георгия Нисского не существует до сих пор.









5) Геннадий Райшев, в основном Ханты-Мансийск

В этом списке есть два художника, к которым я смог сформировать отношение только после внимательного ознакомления с большим количеством работ и осознанием, так сказать, картины целиком: Андрей Поздеев и Геннадий Райшев. Главного ханты-мансийского художника я стал ценить после посещения его музея-мастерской – в первую очередь, за масштаб взглядов. До этого я считал, что он в основном знаменит слегка абстрактным этно-композициями, но это оказалось ошибкой. Геннадий Степанович успел и успевает всё, работал в массе стилей – и везде хорошо. Но одного этого было бы недостаточно. Я ценю людей, у которых голова работает в интересных мне отраслях, но как-то совсем иначе, чем у меня. Райшев вставляет на картины какие-то восхитительные мелочи, символы, игры, что я не могу не восторгаться работой его мозга и последующим воплощением идей. Кроме этого, он самый "местный" из списка: понимаю, почему в Ханты-Мансийском округе его обожают. Отразил дух места практически идеально.









6) Виктор Махотин, в основном Екатеринбург

Топ-10 хочется составлять не только по очевидным критериям типа «кто лучше умеет рисовать» или «кто смог раскрыть более близкие для меня темы». Хочется также постараться охватить разные стороны живописи: её смыслы, воздействия и т.д. Виктор Махотин мне всегда нравился как художник, но после прочтения книги «Виктор Махотин. Спасибо. До Свиданья» я стал его очень уважать как человека и персонажа. Жизнь у Виктора была непростая, часто не хватало даже денег на краски (как говорят, периоды какого-то одного цвета в его творчестве возникали не потому, что ему так хотелось, а потому, что не было денег на другие цвета), но его достижения в организации художественной жизни Екатеринбурга, в создании собственной жизни без преувеличения огромны. Удивительно интересный человек был, и очень жаль, что умер достаточно рано.

Еще и вывесить-то толком нечего - альбомы-то есть, а не оцифровано почти ничего.







7) Андрей Поздеев, в основном Красноярск

Года два назад я бы и десяти рублей не поставил на то, что Андрей Поздеев окажется в моём списке топ-10. Да, необычный авангардист, да, внезапно поднятый на щит художественной жизни Красноярского края как символ этой самой художественной жизни. Но вроде как многие были лучше. Всё изменилось, когда я скачал и виртуально полистал огромный каталог «Поздеев в музеях России». Вот тут я и осознал, во-первых, насколько он много всего умел; во-вторых, насколько много он мог выразить буквально одним-двумя мазками. И среди просто крутых работ есть какие-то беспредельно крутые, когда он явно выходил за свой обычный максимум. Я вижу это не один – большинство из наиболее мощных работ давно уже находятся в Третьяковской галерее. Пожалуй, из всего списка именно у Поздеева встречаются самые пробирающие меня картины.









8) Геля Писарева, в основном Санкт-Петербург

К сожалению, я очень мало знаю про Гелю Писареву. И альбома у меня её нет. И в интернете не так много её работ. Но как-то так вышло, что мне нравятся все те немногочисленные работы, что я видел у неё. И если тот же Михаил Сажаев или Андрей Поздеев в основном убеждают количеством (и это совершенно не грех, потому что делая много, можно часто попадать в точку), то каждая работа Гели Писаревой – это небольшая такая магия. Возможно, мне удастся всё-таки ознакомиться с её творчеством более подробно.










9) Артур Васильев, в основном Якутск

Немногочисленные работы Артура Васильева, которые я видел, покорили меня вживую. На мой взгляд, действительно есть несколько художников, чей стиль не передаст никакая качественная печать или фотография. Настоящий фанат живописи скажет, что это утверждение верно про всех, но мы, панки %), считаем, что такое мнение несколько преувеличено. Но вот Артур Васильев – это да. Он мастер каких-то почти неразличимых глазу оттенков, каких-то глубин, третьих и четвёртых планов. Перед его большими полотнами я зависал в музее Якутска минут на 15-20. В случае с работами Васильева впечатление какое-то совсем другое – более физиологичное что ли в том плане, что ты как будто ощущаешь себя частью картины. Очень интересно.










10) Ринат Волигамси, в основном Уфа

Современное искусство, учат нас, должно быть со смыслом. Желательно еще с каким-нибудь социальным смыслом, по возможности актуальным. Как вы могли понять из предыдущих пунктов списка, я в целом ретроград со склонностью к реализму, пусть даже по возможности магическому. Однако современное искусство нам нужно, и если оно будет, то пусть оно будет такое крутое, как у Рината Фазлетдиновича Волигамси. Со смыслами, немного хулиганствующее, с узнаваемым, но ни на кого не похожим стилем. И кто скажет, что эти работы в наше время в нашей стране не актуальны, пусть первый бросит в меня помидором)







Мещура

(no subject)

Я думаю, что надо оставаться самим собой в любой ситуации, и если идти на компромиссы, то лишь разумные.
Это значит, кроме прочего, что если я много лет 31 августа писал «Лето кончилось - ну и #%й с ним!», то я и в этом году напишу: «Лето кончилось - ну и #%й с ним!». Правда, уже 1 сентября)
Торпеда :)

The Grus



В один из дней тут главная Звуков.ру выглядела особенно красиво - там была на всю страницу одна из работ Шуры Журавлёвой. Написал тут текст про группу The Grus и всё то большое влияние, что они на меня последнее время оказывают, потом мы с Соней Соколовой долго его редактировали и вот статья вышла: https://www.zvuki.ru/R/P/79286/

Большое спасибо Соне за помощь. Надеюсь, после появления на главной странице Звуков любителей творчества Шуры и Сергея станет больше.
Маттли

(no subject)

К нам тут письмо пришло: где на Казанском вокзале у вас покемоны?
Мы отвечаем: был покемон, но уехал в четвертом вагоне поезда Москва-Чебоксары.
До куда билет и как его звали - мы вам, к сожаленью, не скажем.
Очень суров закон про персональные данные; и мы не можем нарушить.
Птица

Ветлуга



Горд быть частью (хоть и самой маленькой) команды "Ветлуга". Они сначала в нашем с Евкой присутствии с большим трудом обыграли дома "Старт" (Тоншаево) - 4:3, и недовольные тоншаевцы позвали 8 марта на матч-реванш. Так "Ветлуга" и там выиграла - 7:6 (по буллитам, основное время 5:5)! Как им это удаётся - я вообще не понимаю.
Мещура

Хоккей в Ненецком автономном округе



Некоторые тексты становятся для меня прямо важными. Даже если их прочитает не так много людей, у меня всё равно есть ощущение, что вряд ли я мог сильно лучше. Один из таких - история о жизни и хоккее в Ненецком автономном округе, которую я всё-таки написал, потратив кучу времени и денег: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/kryukov/2377479.html
Птица

Книга "Города России"

Вышла весьма экспериментальная для меня книга, которую я писал летом. Экспериментальная она по следующим пунктам: :
1) Её заказало у меня крупное издательство А.С.Т. как у автора, таким образом, у меня будет мало собственных экземпляров, зато она будет во многих магазинах.
2) Она скорее "для старших школьников", но на самом деле я писал примерно про 35 российских городов в жанре, что ли, сочинения. Т.е. что в них самое главное и почему их стоит посетить. Посетить, правда, удастся не все - ибо в списке присутствуют как минимум Молога и Мангазея, но большинство вполне можно. На мой взгляд, даже с поправками на формат мне удалось рассказать кое-какие интересные вещи.



Ветлуга и Кириллов тоже есть %)

Книгу уже вполне можно купить в онлайн-магазинах, и в оффлайн-магазинах тоже) Например, https://www.labirint.ru/books/667857/
Мещура

Презентация книги "Россия через хоккей"

На презентации книги "Россия через хоккей" был оператор Игорь Истомин, и он снял и смонтировал ролик про презентацию.



Огромное спасибо Игорю, Музею Хоккея (и особенно Антону Осееву) и всем, кто пришёл. Вышло весьма неплохо, хотя как правильно заметил кто-то из друзей, не надо стесняться и можно при случае еще какую-нибудь презентацию устроить %)
Маттли

О Потерях Растерях

Когда года уж наверное полтора (а то и побольше) назад я поймал редкий момент, когда меня не бесило большинство своих стихов и текстов песен - тогда я сделал книгу "Катя любит паромы", а потом несколько расслабился. У меня не было каких-то принципиально новых идей, я даже был готов к тому, что ничего такого особо писать не буду. Но идеи появлялись, сначала не спеша, потом в какие-то моменты быстрее, и я подумал, что надо постараться всё-таки сделать очередной виртуальный сборник. Легко он мне не дался, потому что совершенно отказывался быть однородным. В разные периоды я переписывал структуру и отдельные тексты практически полностью и даже сейчас, в общем, ни к какой серьёзной структуре не пришёл. Но мне кажется, что пора его уже отпустить. Некоторые тексты мне кажутся совершенно не готовыми - я пытаюсь ради интереса заигрывать с хип-хопом в "Дождь пойдём" и нескольких невошедших текстах, но пока мне не нравится, потому что очень уж нарочитые там рифмы.
Тем не менее, за несколько текстов совершенно не стыдно. Возможно, когда-то я освою медитацию или какой иной дзен и буду клепать полностью крутые сборники, но этот, надо признать, отражает этот год и меня в нём.



Дмитрий Крюков. "О потерях растерях". 2018

1. Экскаватор (Сергею Калинову)
2. О потерях растерях
3. Платформа Москворечье
4. Ульчи или Орочи
5. Считалочка
6. Сет-Лист
7. Ударения (Академик Зализняк)
8. Юрий Барашков
9. Фотографии
10. Почему я не эмигрировал
11. Не сотрудники ничего
12. Сан-Франциско – Белоярский
13. Дождь пойдём
14. Возраста нет
15. Настя Клёпова и Йозеф Бойс

-

*1. Эскаватор (Сергею Калинову)*

Экскаватор с золотым ковшом на золотых траках
Трактор с волшебным движком на волшебных травах
Промышленный электровоз с промышленным снегодуем
А мы всё сидим тут и негодуем.

Юные девчонки в милицейской форме из колледжа
У них татуировки и золотые серьги с ониксом
Они мечтают о героях из комиксов
С ними никак нельзя познакомиться

Это лучшее, что могло с нами случиться
Мы и не думали здесь когда-либо очутиться
Он шипит, кряхтит, булькает, цокает, крякает и вздыхает
Солнце никогда не заходит – снег никогда не тает

Экскаватор с золотым ковшом на золотых траках.
Трактор с волшебным движком на волшебных травах.
Он шипит, кряхтит, булькает, цокает, крякает и вздыхает
Солнце никогда не заходит – снег никогда не тает



*2. О потерях растерях*

Где ложка, где билет
Что выпали из сумки, из кошелька
Где юбилейные десять рублей

Где целые коленные связки
Где твои сказки
Где мое ощущение отсутствия потолка

Где сердце, где жена
Что выпали из левого кармана, с безымянного пальца
Где пропуск, за потерю которого лишают премии

Где те времена,
Когда у меня было много времени

Где просто те времена?

Да-да
Этот сборник
О потерях растерях
О потерях растерях

Всё потерял
Идёшь с достоинством к метро
И даже не пишешь заявлений в милицию

Идёшь и
Трогаешь открытые и закрытые ящички
Трогаешь зелёные и жёлтые листики
Трогаешь снег



*3. Платформа Москворечье*

Снег
Холодный зимний вечер воскресенья
Иду по абсолютно пустой платформе Москворечье
(в сторону Москвы)
Везде турникеты
Поэтому на платформе закрыта касса
В которой тётушка много лет продавала нам билеты
Когда мы ездили с мамой к бабушке
По сторонам платформы заборы
В Сабурово напрямую теперь не попасть.
Пролетает локомотив с одним вагоном-дефектоскопом.
Взлетает облачко снега.
Ты идёшь к началу платформы
Впереди мост через Москву-реку.

Вот это и есть будущее
Оно наступило
Таким ты его представлял в детстве?

Электрички однако всё-таки ходят



*4. Ульчи или Орочи*

Слышишь, я звоню из Сочи
Во сне подумал:
Кто круче
Ульчи
Или
Орочи?

Стихи длиннее
Или короче?

Клюква или
Морошка?

Звоню тебе во сне
Понарошку



*5. Считалочка*

И когда мы выспимся и проснёмся
Юрий Осич сыграет нам на трубе
И каждый расскажет о двух самых нешумных местах
А еще два оставит себе

Бам
Кого ты оставишь
Бам бам
Кого ты оставишь
Бам
Кого ты оставишь
Себе

Бам
Кого ты испортишь
Бам бам
Кого ты испортишь
Бам
Кого ты испортишь
Тебе



*6. Сет-Лист*

Вот лежит сет-лист
Лежит с краю
Вон на этой бумажке написано,
Что я вам сегодня сыграю

Вот мой райдер:
Фотографии девушек, которых я любил когда-то,
Четыре бутылки кумыса,
Открытый билет в Нарьян-Мар на совершенно любую дату.

Вот мой лайн-ап:
Муравьиный Лев отвечает за синтезатор;
Остальные - Локомобиль, Паровой котёл, Дробилка, Паровая машина,
Грохот-Классификатор

Вот мой список:
Сборник Льва Лосева;
Ногинск, Орехово, Письма,
Деньги на ветер,
Тёплые Станы,
Станы нотные

Вот Муравьиный Лев превращается, по сути, в другое животное

-—

*7. Ударения (Академик Зализняк)*

Академик Зализняк сказал

Мы можем гордиться своими ударениями
Соударениями

Русскому человеку совсем не трудно произнести любое

Ударение «звОнит» неизбежно

«Лосём» сказал я
«лОсем» сказал Снятковский


*8. Юрий Барашков*

Через тридцать лет буду говорить с девчонками со своими
Как сейчас говорит со своими Юрий Барашков
Называть их на вы

Ксюша, вы как?
Как ваши дела, что муж, как колено
Как пенсия, как погода в Архангельске, что там кофе
Здравствуйте, Саша
Что в Омске?

Через тридцать лет буду звонить девчонкам своим
Как звонил мой дед
С домашнего телефона, взяв записную книжку

Через тридцать лет ты будешь мэром этого города
Я буду иногда приезжать с лекциями
Будем обниматься после каждой



*9. Фотографии*

Мы оба знаем, что в наших отношениях
Были всегда элементы блефа
У тебя были те фотографии что я просил

Так дай мне то
Что я
Так избегательно избегал

Так дай мне то
Что я
Так избегательски избегал

Так дай мне то
Что я
Так изгибательно изгибал

Так дай мне то
Что я
Так избирательно избирал

Так дай мне то
Что я

У себя на кухне
Я написал на стене:
"Почему другим так просто даётся то
Что так сложно даётся мне"



*10. Почему я не эмигрировал*

Бог скажет:

«Да ты тупой
Сколько я давал тебе шансов
Немка в Калейе
Финка на концерте Kent
В конце концов А, которая звала тебя в Норвегию, очень хотела уехать
Но тебе что-то опять не понравилось
.
Сиди уж дома»

Так я отвечаю на вопрос
Почему я не эмигрировал



*11. Не сотрудники ничего*

Очень важно на какого абонента ты попадёшь
Кто ответил
Кто написал статью
Больше ли у него опыта

А то скажут какую-нибудь лажу
А ты все равно веришь газетам, пересказу или интернету
Другое дело: сказал бы кто-то действительно умный
Но где их взять

А то как мы с тобой
Абсолютно не сотрудники ничего

Не ходил
Ни за что
И денег не получаешь



*12. Сан-Франциско - Белоярский*

Никогда я не жил больше здесь и сейчас
Чем сейчас.
Вообще не проблема

Чувствую
Себя мужиком из Ижмы
Даю отчёт
А перед кем даю отчёт

Рейс Сан-Франциско -
Белоярский
Вот
Бы
Мне



*13. Дождь пойдём*

Сергей Королёв
Опоздал на пароход
Сергей Королёв
Опоздал на пароход
Сергей Королёв приснился и сказал
«Когда я думаю, сколько времени мы с тобой потеряли»

Дождь Пойдём
Дочь Пойдём

Дочь,
Ты спишь
Но тебя
Щёлкнут по переносице
Как же так - твоё имя не переносится
И нет таблеток от одиночества

Дождь Пойдём
Дочь Пойдём

Пока ты спишь
Время
Бьёт нас по переносице
Всё это я бы хотел записать на видео
Чтобы ты всё как-нибудь увидела

Дождь Пойдём
Дочь Пойдём

Ты спишь, а
Капли капают по переносице
Самое важное не записывается
Сроки не переносятся

Всё сейчас



*14. Возраста нет*

Художники в альбомах всегда молодые
Мария на фото выглядит на двадцать лет
А смотришь – 1962 года рожденья

Вот и думаешь – возраст разве имеет значенье?

Катя, короче,
Стих про футбол никому показать невозможно

И возраста нет


*15. Настя Клёпова и Йозеф Бойс*

Настя Клёпова написала:

«Прадед респондента во время Первой Мировой попал в немецкий плен. И с ним же попал его земляк башкир. Земляку крепко досталось: его избили почти до смерти и бросили умирать на помойку. Прадед решил выходить земляка. Для этого он... освежевал мертвую лошадь. Сварил в кипятке ведрище яблок. Сунул товарища в шкуру лошади с яблоками вместе и сука зашил. Отпаивал мочой. Хз, че за метод, но земляк выжил и отдал в жены прадеду респондента свою сестру, которая стала прабабкой респондента уважаемые знатоки, внимание вопрос! WTF?????»

Я ответил тогда:

Настя, я слышал подобную историю
Про войлок и жир
Про Йозефа Бойса

Так что, Настя,
Не бойся этого
Того не бойся

Не бойся лошадь
Не бойся яблок
Ничего не бойся

Настя,
Настя,
ничего не бойся